Вывеска и наружная реклама в литературных произведениях.

Интересно проследить роль рекламной вывески в некоторых произведениях 19  века. Зачем нужно  вводить описание вывесок на страницы произведений?

 

Вывеска в художественной литературе 19 века

 

 

 

Некое подобие рекламы и находим в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина. В  начале романа «полусонный» герой возвращается  домой с бала. Праздности Онегина поэт противопоставляет Петербург трудовой: рано просыпаются люди, занятые делом, крестьяне с ближайших окрестных деревень, продающие молоко, мастеровые люди, аккуратный немец, пекущий хлеб, "Уж отворял свой васисдас".

 

Вот это иностранное слово и обозначает ларек, булочную. В романе слово «васисдас» обозначает реально существующую вывеску. А.С. Пушкин не случайно вводит немецкое слово, оно ассоциируется с ремесленником, выпекающим хлеб.

 

Совсем иная роль в описании вывесок в произведениях Гоголя.  Обычный город: ветхие дома, улицы не мощены, везде кучи мусора .  Встречались облезлые вывески с кренделями и сапогам, магазины, торгующие шапками, на одном здании была следующая надпись: Иностранец Василий Федоров".

 

Гоголя описание вывесок, размытых дождем, подчеркивает убогость, никчемность губернской жизни, полную бесхозяйственность надпись «Иностранец Василий Федоров», в которой слово «иностранец», сочетаясь с русским именем и фамилией, заставляет читателя поразмыслить об абсурдности жизни в этом затерянном городе. Примечательно, что Гоголь не называет этот город, и не менее грустный вывод делает читатель: наверное, такая жизнь повсеместно, по всей Руси.

 

Таким образом, маленькая деталь, как вывеска, может многое рассказать о жизни людей внимательному читателю.

 

Вывеска в художественной литературе начала 20 века

 

 

 

 

Начало 20 века. В русской литературе это период, который означает возрождение культуры, свободы творчества, духовности. Как здесь нашло отражение такое реалистичное явление, как  рекламная вывеска.

 

А.А.Блок - петербургский поэт, поэт-символист. Открываем его стихотворение «Незнакомка», написанное в 1906 году. Читатель оказывается на окраине Петербурга в Озерках - это место действия, реальная действительность: "Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной

 

В этом стихотворении два мира: реальный и идеальный. В приведенном отрывке мир реальный. Действительность оказывается будничной, пошлой ,с ресторанами, с пьяными окриками, с тяжелым смрадом вместо воздуха. Ничего возвышенного, небесного не может отозваться в душах людей, здесь нет солнца. Вместо него чуть виден крендель булочной. Вывеска заменяет солнце. Золотистый крендель булочной это символ пошлого мира. Такую роль он играет в произведении А.Блока «Незнакомка».

 

Другой поэт В.В.Маяковский по-своему высказывается о такой реалии, как рекламная вывеска. В.В.Маяковский был поэтом новатором, смело вводил в поэзию необычные образы, яркие метафоры. Раннее стихотворение «Ночь», которое написано в 1912 году: первая строфа - видим яркие цвета – от зеленого, желтого, до синего и багрового.

 

Все в этом четверостишии непонятно, загадочно, но очень красиво. Поэт описывает ночной город: погас закат солнца, на улицах, в зелени деревьев, зажглось освещение, в темных проемах окон домов люди включили электрический свет. Герой скользит по ночному городу и видит: "пугая Ударами в жесть, хохотали арапы, Над лбом расцветивши крыло попугая."

 

Необычный образ разноцветного попугая и есть яркая рекламная вывеска  кафе или модного магазина. Город залит неоновыми огнями.

 

В следующем стихотворении, которое так и называется «Вывескам» (1913г), поэт призывает читателя «читать железные книги». Железными книгами он называет рекламные вывески. Так   остроумно и весело находим рыбный и овощной магазины, где из букв вылезают сиги и брюквы, световую рекламу бульонного экстракта фирмы  «Магги»,  чайную или харчевню с изображением чайника с маками.

 

Свобода творчества начала 20 века положительно отразилась на русской действительности,
и появились яркие образы вывесок.

 

Тексты на сайте зарегистрированы и являются интеллектуальной собственностью ООО «НПО Лаборатория рекламы».
При использовании ссылка на первоисточник обязательна.