История Петербургской вывески

Вывески Санкт-Петербурга. Дореволюционный период

 

 

 

   Историки утверждают, что долгое время вывески в Петербурге практически не использовались. Вся торговля была сосредоточена на рынках и гостиных дворах, поэтому люди и так знали, что и где можно купить. Но через некоторое время власти всё же вынудили рассредоточить торговлю, и в городе постепенно появились магазины, на которые устанавливали вывески. 

 

   Народная безграмотность долгое время тормозила процесс развития наружной рекламы в России. Большая часть населения попросту не умела читать, поэтому вместо надписей были только графические изображения. Часовые магазины вместо вывески размещали большие карманные часы из дерева или жести, а на циферблате значилась фамилия владельца. Эмблемой магазинов, продающих очки, было гигантское пенсне со стеклами в железной оправе. Над шляпными магазинами висели котелки или жестяные цилиндры. А булочники размещали над входом в лавку сноп пшеницы или крендель, вырезанный из дерева.

 

   Чаще всего вывески выполнялись из дерева и жести. На эти материалы русские мастера масляными красками наносили надписи и рисунки. Вороненое железо, которое использовалось под основу вывесок, обрабатывалось льняным маслом. Подобные технологии обеспечивали длительный срок службы вывесок во влажном климате Петербурга. 

 

   К середине XIX века наружная реклама переходит на качественно новый уровень. Художники начали создавать графически безупречные шрифтовые композиции.  И если вXVIII веке подсветка вывесок осуществлялась с помощью масляных светильников, то в XIX уже использовали керосиновые  лампы. На улицы Петербурга электричество пришло в 80-х годах XIX века. По утверждениям историков, первая световая вывеска из электрических лампочек появилась на Невском проспекте в 1912 г., на фасаде дома №23.

 

 

 

Вывески Ленинграда. Советский период

 

 

 

  Городом массового изготовления световых вывесок стал Ленинград, в котором был открыт комбинат «Газосвет» – производитель-монополист. Предприятие напрямую взаимодействовало с горисполкомом, главной задачей которого была унификация и стандартизация наружной рекламы. 

 

   Поэтому в советское время вывески были однообразные и скучные. Допускались только прямые строгие шрифты, особенно это касалось объектов стратегического значения (сберкассы, заводы, вокзалы и фабрики), а также зданий райисполкомов. Вывески с политическими лозунгами («Народ и партия едины», «Вперед к коммунизму» и т.д.) размещались на крышах новостроек. Как правило, им тоже был присущ официальный стиль; для изготовления использовали световые и несветовые объемные буквы. 

 

   Предприятиям, которые организовывали быт и досуг советских граждан, была предоставлена свобода творчества. На зданиях домов культуры, ресторанов, магазинов, универмагов и кинотеатров размещали вывески с рукописными шрифтами. Во-первых, подобная реклама располагала советского человека к месту, где красовались вывески, например Кинотеатр «Современник», «Театр Комедии» и так далее. Во-вторых, благодаря прописным шрифтам СССР планировал полностью реализовать план по изготовлению газосветных вывесок.

 

   Производство вывесок определялось прежде всего доступность технологий. В советское время это был полностью ручной труд. В качестве материалов для вывесок и наружной рекламы широко использовался металл, цветное селикатное стекло, краска. Иногда использовалось дерево, для придания калорита заведениям "под старину". 

 

 Надписи наносились краской через трафареты. В качестве подсветки широко использовался неон, причем все комплектующие были отечественного производства, и люминесцентные лампы.

 К 1980 году газосветная наружная реклама заполонила Ленинград, полностью изменив облик города. Вывески того времени в основном имели информационный характер: парикмахерская, гастроном, магазин, фотоателье. Но, невзирая на стандартизацию, советскую наружную рекламу старались разнообразить с помощью художественных шрифтов, силуэтов товаров и подсветки.

 

Вывески Ленинграда - Санкт-Петербурга. 90-ые годы

 

 

 

   Несмотря на то, что изготовлением вывесок занимались давно, датой начала формирования современного рынка наружной рекламы принято считать начало 90-х годов ХХ века.  Его стремительному развитию способствовал бурный поток материалов и технологий, хлынувших в Россию с Запада.

   Компьютерная обработка файлов,  специализированные программы для дизайна, самоклеющиеся пленки и плоттерная резка, цветное акриловое стекло, пластики, все это совершило революцию в наружной рекламе. Бурно развивающаяся экономика способствовала быстрому развитию рекламного рынка. 

 

   В 90-ые годы произошел второй «неоновый бум», массово стала заменятся советская неоновая подсветка на новую, более яркую. Комплектующие естественно были только импортные. Появилась широкоформатная печать на виниловом полотне и пленке. Баннеры и перетяжки заполонили город. Процедура согласования носила неупорядоченный характер, поэтому город пестрил,рекламными щитами и крупногабаритными световыми коробами.

 

Наша компания в те времена, сделала световой короб длиной 32 метра и высотой почти 4 метра. Наличие подсветки люминесцентными лампами потребовало какой-то баснословной электрической мощности, но кто тогда считал эту мощность. Игровые автоматы, это вообще отдельный разговор. Маленький Лас-Вегас был у каждой станции метро. На фото вывески сделанные компанией "Лаборатория рекламы" в 90-е годы

 

Не было деления на рекламу и информацию. Можно было все, или почти все. Петербург 90-х – город, с ног до головы завешанный вывесками рекламного характера. 

 

Вывески Санкт-Петербурга. Наши дни

 

  Постепенно, надо сказать совсем не просто, сформировались требования к вывескам и наружной рекламе. Определилась процедура получения разрешения на вывеску в Санкт-Петербурге. Прежде всего произошло законодательное разделение информационной вывески и наружной рекламы. Убраны все банерные перетяжки с улиц города. Вполне успешно ведется борьба с крупно-габаритными конструкциями. Практически исчезли с магистралей прямоугольные световые короба и щиты. Вывески запрещено размещать на подложках. Консоли стали редким элементом на фасаде зданий. Серьезно ужесточены требования к вывескам и наружной рекламе в историческом центре города.

 

Получить бесплатную консультацию

 

Тексты на сайте зарегистрированы и являются интеллектуальной собственностью ООО «НПО Лаборатория рекламы».
При использовании ссылка на первоисточник обязательна.